Российские школьники чаще, чем европейские сообщают, что проявляли агрессию лицом к лицу (соответственно 21% в России и 10% в Европе). И те, и другие гораздо реже признают, что вели себя агрессивно в интернете (8% в России и 3% в Европе).

59% школьников специального исследования сталкивались с ситуациями издевательства в таких формах, как унижение (61%), оскорбления (вербальная агрессия) (77%), физическое насилие (24%), съемка издевательства на телефон (11%), киберуллинг ( 25%).

По мнению обучающихся, чаще всего подвергается буллингу тот, кто слабее и не может дать сдачи, тот, кто отличается от других (внешне, физически), тот, кто имеет своё мнение.

Как считают обучающиеся, избежать травли в школе можно, если вовремя заметят взрослые, если жертва изменит своё поведение, если наказать агрессора. По мнению школьников, пресечь буллинг в образовательной организации способны администрация, педагогический коллектив, родители, ученики.

Мы все понимаем, что травля считается нормой, ее замалчивание считается нормой, нормой считается проявление силы, но не считается нормой борьба с буллингом. Сегодня вместе с Вами мы запустили кампанию #вместепротивтравли. Сегодня Вы стали частью тех нас, кто считает, что травят только лузеры, что слаб не тот, кого травят, а те, кто травит. Наша задача - поменять культуру с «я крутой, потому что имею право травить» на «я слабак, если травлю».
ЗАЧЕМ НУЖЕН ПРОЕКТ "ВМЕСТЕ ПРОТИВ ТРАВЛИ"
  • Сделать тему борьбы с травлей важной, модной, нужной, чтобы о недопустимости травли стали говорить как о важнейшем вопросе
  • Собрать единую базу всех проектов в России, которые работают с темой травли
  • Сделать единый календарь активностей: кинопоказов, мероприятий против травли
  • Собрать специалистов и экспертов, которые знают и понимают, как можно решить проблему травли
  • Привлечь к проблеме травли в школе звезд и лидеров мнений в сфере кино, тв, музыки, радио, СМИ, геймеров, стримеров, блогеров
  • Дать площадку подросткам говорить о травле и способах борьбы с ней самим
  • Объединить все начинания под тегом #вместепротивтравли, чтобы кампания против травли вышла на федеральный уровень
  • Собрать все рекомендации для школ, психологов, родителей
  • Внести законодательные изменения по борьбе с травлей
  • Рассказывать и поддерживать все начинания и самих подростков, и всех экспертов по борьбе с травлей
ИЗМЕНЕНИЯ, К КОТОРЫМ МЫ ИДЕМ
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЖЕРТВАМ БУЛЛИНГА И АГРЕССОРАМ
ПОДДЕРЖКА МУЗЫКАЛЬНЫХ, ТВ, КИНО, КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ ПРОТИВ ТРАВЛИ
СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА
ИССЛЕДОВАНИЯ
В Португалии при обследовании свыше 4000 10-12-летних детей из 10 средних школ выяснилось, что в ситуации повышенного риска в отношении буллинга находятся мальчики и выходцы из низших социальных слоев (Перейра и соавт., 2004).

У бразильских старшеклассников, в культуре которых важное место занимает мачизм (идеология мужского верховенства), буллинг значительно больше распространен среди мальчиков и тесно связан с сексуальными домогательствами. При этом интенсивность буллинга коррелирует с общим плохим поведением, и многое зависит от степени нетерпимости к буллингу со стороны учителей (ДеСуза и Рибейро, 2005).

Австралийские школьники также занимаются буллингом чаще девочек. Его распространению способствует общее отрицательное отношение мальчиков к потенциальным жертвам буллинга и мнение, что их друзья воспринимают такое поведение положительно. Интересно, что отрицательное отношение родителей к буллингу влияет лишь на девочек, мальчики в этих вопросах ориентируются только на мнение собственной среды (Ригби, 2005).

В последние годы буллинг сильно заботит и японских педагогов. Недавний опрос 2923 японских школьников 7-9-х классов о психосоциальных факторах буллинга, выдвинул на первый план такие факторы как влияние на подростков девиантных сверстников и слабый самоконтроль над собственной агрессивностью и импульсивностью, а на противоположном полюсе - недостаток напористости и неумение сопротивляться нажиму (Андо, Асакура и Саймонс-Мортон, 2005).

Интересное 6-летнее лонгитюдное исследование 156 мальчиков и 126 девочек было выполнено в Англии (Шеффер и соавт., 2006). Ученых интересовало, насколько стабильны роли булли и его жертвы в начальной и средней школе. Выяснилось, что роль булли относительно стабильна, ее играют одни и те же мальчики, тогда как роль и положение жертвы больше зависят от ситуативных условий. В тех школьных классах, где существует жесткая иерархическая структура, ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы и после перехода из младших классов в средние. Если же класс слабо структурирован, ребенок может от этой роли освободиться. Эти наблюдения имеют практическое социально-педагогическое значение.

Одна из важнейших закономерностей буллинга состоит в том, что отношение к нему детей с возрастом меняется. Как уже говорилось, среди младших мальчиков булли обычно непопулярны, однако у подростков картина меняется. Индекс популярности подростка в его естественной среде связан как с просоциальным, так и с антисоциальным поведением. Изучение большой группы мальчиков 4-6 классов показало, что центральные места в их системе взаимоотношений занимали, с одной стороны, «образцовые мальчики», которых считали неагрессивными, спортивными, лидерами, старательными и общительными, а с другой – «крутые ребята», воспринимаемые как популярные, агрессивные и физически развитые.

С возрастом и в более «уличной» среде популярность «плохих мальчиков» возрастает. По сравнению с другими школьниками, булли имеют больше друзей, более высокий социометрический ранг и, при выровненных показателях темпов полового созревания, больший успех у девочек (Мутаппа и соавт. 2004). А поскольку булли выбирают себе таких же агрессивных друзей, буллинг нередко становится групповой активностью. Это еще больше затрудняет сопротивление ему со стороны отдельно взятого индивида, способствуя криминализации общей атмосферы в классе, школе и т.д. Подробнее
КАК В МИРЕ БОРЮТСЯ С БУЛЛИНГОМ
В мировой практике предприняты значительные усилия по противодействию буллингу и созданию здоровой психологической среды в школах
ЧИТАТЬ
КАК ПОМОЧЬ ПРОЕКТУ
  • Рассказать свою историю против травли с тегом #вместепротивтравли
  • Прислать нам проекты, ссылки, истории, методички с рекомендациями по борьбе с травлей
  • Привлечь звезд и лидеров мнений к проекту: если они запишут видео, запишут песни, поддержат, поставят тег #вместепротивтравли, это сильно повлияет на популярность темы борьбы с травлей
  • Создать и поддержать создание символики: браслетов, значков, чехлов для телефонов против травли: когда люди будут носить на себе слоганы против травли, тема станет звучать
  • Рассказать о проекте с тегом #вместепротивтравли
  • Поддержать уже существующие проекты по борьбе с травлей